Кал на посев у грудничка

Пусть каждый вложенный рубль станет кирпичиком не только в стены нашего Храма, но и в основание духовного возрождения нашего сообщества. Давайте вместе создадим место, наполненное любовью, миром и благословением для всех нас и наших потомков.

 Пожертвования можно приносить в воскресенье каждой недели в свечной киоск нашего храма или на карту священника ЦМРБанк(Мир) : 2204 4001 0013 9171.

Проблемы с животиком у детей до года – достаточно частое явление. Причиной возникновения данного симптома может стать дисбактериоз – нарушение баланса микрофлоры в кишечнике. Приводит к этому незрелость органов ЖКТ, несоблюдение мамой, кормящей грудью, диеты, кишечные инфекции, смена обстановки, искусственные смеси и т. д. При дисбактериозе у малыша наблюдается метеоризм, боли в животике, вздутие, срыгивание кислым молоком. Наряду с этим отмечается плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит. Именно эти признаки являются поводом назначить анализ кала на дисбактериоз кишечника. О том, как его сдать, подготовиться, что показывает исследование, что является нормой, в каких случаях малышу требуется медицинская помощь, далее.

Формирование микрофлоры кишечника ребенка довольно сложный процесс, начинающийся с самого его рождения. Если заселение пищеварительной системы прошло успешно, то в полости кишечника грудного ребёнка находится более 98% полезных бактерий, остальные — условно патогенные. Также всегда существует риск попадания в организм чуждых ему бактерий, способных вызывать различные заболевания. При воздействии определённых факторов (неправильное питание, позднее прикладывание к груди матери или искусственное вскармливание, неподходящая смесь и т. д.) условно патогенные микроорганизмы, размножаются, что приводит к дисбалансу в кишечнике.

При каких симптомах назначается анализ на дисбактериоз

Стоит отметить, что дисбактериоз не считается отдельным заболеванием, это совокупность патологических и функциональных расстройств. Дисбаланс микрофлоры кишечника врач может распознать по таким признакам:

  • нарушение процесса дефекации – у малыша слишком частый стул жидкой консистенции либо же он долгое время отсутствует;
  • нехарактерный внешний вид кала для его возраста – наличие слизи, примесей;
  • животик ребёнка твёрдый, вздутый;
  • кроха срыгивает сразу после еды свернувшимся молоком с кислым запахом;
  • сыпь на коже;
  • сбои в работе ЖКТ, связанные с приёмом антибактериальных препаратов;
  • ослабление защитных функций организма на фоне частых инфекционных заболеваний;
  • плохой аппетит.

Родители должны быть наблюдательными и вовремя замечать нехарактерные симптомы.

Как проводится анализ на дисбактериоз у грудничков

Анализ на дисбактериоз подразумевает проведение исследований в три этапа.

  1. Исследование кала с помощью копрограммы. Анализ выявляет степень зрелости пищеварительной системы новорожденного, то есть, её функциональное состояние. Также с помощью копрограммы определяют наличие паразитов и примеси (кровь, гной, слизь), указывающие на наличие воспалительного процесса. Для получения результата лаборанту понадобится 1 день. Исследование проводится с помощью микроскопа с высокой разрешающей способностью.
  2. Посев на условно-патогенную микрофлору. Взятый у грудничка биологический материал (кал) помещается в благоприятную для выращивания колоний микроорганизмов питательную среду. Это необходимо в случае, если количество патогенных микроорганизмов в кале настолько мало, что не поддаётся микроскопическому распознаванию. Выращивание длится 5 дней. С помощью посева можно выявить тип возбудителя и диагностировать острые кишечные инфекции.
  3. Антибиотикограмма. С помощью данного исследования можно выявить степень чувствительности бактерий к воздействию антибактериальных препаратов и бактериофагов (вирусы, избирательным образом поражающие бактериальные клетки).

Достоверность исследования на дисбактериоз зависит от правильного забора кала грудничка.

Как правильно собрать материал для анализа — полезные советы родителям

Как правильно сдать анализ на дисбактериоз? Перед проведением исследования необходимо соблюдать ряд правил.

  1. За 3-5 дней воздержаться от введения новых продуктов в рацион ребёнка.
  2. Ограничить потребление мяса и мясных бульонов.
  3. В течение 2-3 дней до исследования не следует применять слабительные препараты, делать клизму, использовать ректальные свечи. Если малыш находится на курсовом лечении какими-либо лекарствами, следует обратиться к врачу и обговорить возможность их временной отмены.

Вот правила и полезные рекомендации родителям относительно того, как собрать кал для анализа на дисбактериоз.

  1. Дефекация должна произойти естественным путём без использования клизм, слабительных, свечей.
  2. В утреннее время проводится туалет с тщательным подмыванием заднего прохода.
  3. Кал грудничка собирается с заранее подстеленной чистой пеленки или клеенки.
  4. Биологический материал помещается в стерильную ёмкость (купленную в аптеке).
  5. Количество каловых масс должно быть 10-15 г.
  6. Забор происходит специальной лопаткой, приложенной к стаканчику.

После забора испражнения в течение двух часов должны быть доставлены в лабораторию, но допускается хранение кала, собранного накануне вечером в холодильнике. К исследованию допускается только свежий биологический материал (ни в коем случае не замороженный).

Где можно сдать анализ? Сбор кала осуществляется не только в домашних, но и в стационарных условиях. Для этого лаборант помещает стерильную ватную палочку неглубоко в задний проход грудничка.

Важно! Если родители изъявили желание сдать кал на дисбактериоз ребёнка в стенах медицинского учреждения, то необходимо заранее узнать о графике работы лаборатории.

Таблица расшифровки норм анализа на дисбактериоз

Микроорганизмы Норма, КОЭ/г у детей до года Норма, КОЭ/г у детей после года и взрослых
Облигатные анаэробы
Лактобактерии 10*6 – 10*7 10*7 – 10*8
Бифидобактерии 10*10 – 10*11 10*9-10*10
Бактероиды 10*7 – 10*9 10*9 – 10*10
Фузобактерии менее 10*6 10*8 – 10*9
Эубактерии 10*6 – 10*7 10*9 – 10*10
Факультативные анаэробы
Вейлонеллы менее 10*5 10*5 – 10*6
Пептострептококки 10*9 – 10*10
Клостридии менее 10*5
Облигатные аэробы
Кишечная палочка с
типичными свойствами
10*7– 10*8
Факультативные аэробы
Энтеробактерии: эшерихии лактозонегативные и гемолизирующие, клебсиелы, энтеробактеры, протеи, морганеллы, цитробактеры, серрации и

др.

≤ 10*4
Энтерококки 10*6 – 10*7 10*7 – 10*8
Стафилококк эпидермальный менее 10*1 10*2 – 10*4
Стафилококк золотистый 10*2 – 10*5
Транзиторные
Грибы рода Кандида менее 10*4
Аэробные бациллы менее 10*3

*Литература: Дисбактериозы кишечника у детей: причины, диагностика, лечение Учебно-методическое пособие / В.И. Бобровничий, Л.И.Вязова. – Мн.:БГМУ, 2007.

В результатах анализа отображается вся кишечная микрофлора. Количественная оценка производится в КОЭ (колониеобразующих единицах) в одном грамме собранных каловых масс. Это показатель выявляет возможность патогенных микроорганизмов размножаться.

Видео. Мнение Доктора Комаровского о целесообразности сдачи анализа на дисбактериоз

Расшифровка анализа у детей до года

Все микроорганизмы в бланке анализа делятся на:

  • облигатные — постоянно обитающие в организме, играющие важную роль в обменных процессах и защите от инфекционных заболеваний;
  • факультативные — непостоянно обитающие в организме, являющиеся или условно патогенными (приводят к заболеваниям при снижении иммунитета) или сапрофитами (потребляют распадающиеся органические вещества);
  • транзиторные — свободно живущие микроорганизмы, попадающие в организм из внешней среды. Могут быть как сапрофитами, так и возбудителями инфекций.

Вкратце приведем характеристику основных представителей вышеперечисленных групп бактерий.

Бифидобактерии

  1. Способствуют расщеплению жиров, углеводов, белков, которые попадают через кишечную стенку в кровоток.
  2. Вырабатывают органические кислоты.
  3. Не допускают размножения патогенной флоры в кишечнике.
  4. Способствуют усвояемости питательных элементов пищи.
  5. Оптимизируют перистальтику кишечника.
  6. Активизируют иммуноглобулины и лимфатические элементы (обеспечивают местный иммунитет).
  7. Нейтрализуют токсины и шлаки.

Недостаток бифидобактерий приводит к метеоризму, поносу, частой диарее.

Лактобактерии

  1. Превращают лактозу в молочную кислоту, которая способствует лучшему перевариванию пищи.
  2. Улучшают пищеварение.
  3. Стимулируют обменные процессы.
  4. Борются с патогенной микрофлорой (особенно со штаммами Хеликобактер Пилори).
  5. Активируют некоторыее ферменты.
  6. Участвуют в синтезе витаминов.

При недостатке лактобактерий у ребёнка отмечаются частые простудные заболевания, плохое переваривание молока, аллергические реакции, запоры.

Видео союза педиатров России. Дисбактериоз (дисбиоз).

Бактероиды

Занимают примерно половину всей микрофлоры кишечника. При поддержании нормального количества бактероиды выполняют ряд полезных функций — участвуют в утилизации белков, расщеплении жиров, сбраживании углеводов, биотрансформации желчных кислот. При превышении показателей бактероиды приводят к инфекционно-септическим осложнениям, способствуют уничтожению полезных кишечных палочек (в борьбе за кислород).

Эубактерии

Чаще встречаются у детей на искусственном вскармливании и практически отсутствуют у детей, питающихся грудным молоком. Наиболее характерны для взрослых людей. Роль их недостаточно ясна, но известно, что они участвуют в некоторых метаболических процессах.

Фузобактерии

Чаще отмечаются в микрофлоре кишечника взрослых. Некоторые виды высеваются при гнойно-воспалительных процессах. Изучены мало.

Условно-патогенные бактерии и грибки не вызывают у здорового ребёнка проблем с кишечником до тех пор, пока не ослабнет иммунитет или не нарушится состояние слизистой кишечника. Повышение уровня условно-патогенных организмов также наблюдается на фоне снижения показателей лактобактерий и бифидобактерий. При этом у малыша отмечается метеоризм, понос, воспалительный процесс слизистой кишечника, усиление процессов брожения.

Эшерихии (условно-патогенные кишечные палочки)

  1. Подавляют рост патогенных микроорганизмов, в частности, шигелл, сальмонелл и гнилостных микробов.
  2. Способствуют синтезу фолиевой и никотиновой кислоты, витаминов группы К, В.
  3. Обеспечивают местный иммунитет.
  4. Принимают участие в расщеплении с помощью ферментов высокомолекулярных углеводов.
  5. Участвуют в водно-солевом и липидном обменах.
  6. Способствуют улучшению перистальтики кишечника.

Если количество данных бактерий снижено, то это говорит о наличии глистной инфекции. Обычно данное нарушение проявляется в виде рвоты, метеоризма, урчания в животе, поноса. Помимо количества эшерихий, определяется уровень кишечных палочек со сниженной ферментативной активностью.

Вейлонеллы

Обнаруживаются менее чем у половины обследованных грудных детей. В процессе жизнедеятельности выделяют газообразные продукты и при избыточном размножении в кишечнике вызывают диспептические расстройства.

Пептострептококки

Также как и вейлонеллы редко встречаются у детей на грудном вскармливании. Если они попадают в несвойственные им условия обитания, то могут служить причиной появления различных инфекций. При глубоких абсцессах часто занимают второе место среди анаэробных бактерий по встречаемости в патологическом материале.

Клостридии

Участвуют в обмене жирных кислот и подавлении активности патогенных видов клостридий. Некоторые виды при при расщеплении белков способны образовывать токсические продукты. Снижение иммунитета, избыток мясной пищи может привести к росту данных бактерий.

Энтерококки

Энтерококки являются наиболее распространенными представителями стрептококков в кишечнике. В просвете кишечника способны сбраживать углеводы в молочную кислоту, тем самым поддерживая оптимальную кислотность для размножения полезной микрофлоры.

Стафилококки

Обширная группа микроорганизмов, попадающая в кишечник с первых дней жизни ребенка. Наиболее многочисленным из них является стафилококк эпидермальный. Повышение активности золотистого стафилококка служит причиной появления инфекционных заболеваний.

Степени дисбактериоза

Микроорганизмы Показатели для детей до года, КОЕ/г Показатели для детей после года, КОЕ/г
I степень дисбактериоза
Сокращение бифидобактерий 10*9-10*8 10*8-10*7
Сокращение лактобактерий 10*5-10*4 10*6-10*5
Сокращение типичных эшерихий 10*6-10*5
Рост типичных эшерихий (возможно) 10*9-10*10
II степень дисбактериоза
Сокращение бифидобактерий от 10*8 и ниже от 10*7 и ниже
Сокращение лактобактерий от 10*4 и ниже от 10*5 и ниже
Рост условно-патогенных бактерий, в основном гемолитических эшерихий 10*5-10*7
Обнаружение группировок условно-патогенных бактерий 10*4-10*5
III степень дисбактериоза
Сокращение бифидобактерий от 10*8 и ниже от 10*7 и ниже
Сокращение лактобактерий от 10*4 и ниже от 10*5 и ниже
Наличие группировок условно-патогенных бактерий 10*6-10*7 10*8-10*7

**Литература: Дисбиотические нарушения кишечника у детей, принципы коррекции. Файзуллина Р. А., Пикуза О. И., Закирова А. М, Шошина Н. К. — Методическое пособие. — Казань, КГМУ, 2015.

Дисбактериоз встречается у 90% грудничков. Чаще всего диагностируется дисбаланс кишечной микрофлоры у деток, находящихся на искусственном вскармливании, родившихся раньше установленного срока и с маленьким весом. Лечится дисбактериоз с помощью препаратов пробиотиков – Линекс, Бифидумбактерин и др. Эти средства стимулируют размножение полезной микрофлоры. Нередко доктор при обнаружении дисбактериоза советует придерживаться диеты, перейти на другую смесь.

Есть дисбактериоз или нет?

В научных переводных статьях последнего десятилетия, особенно переводных, убедительно доказывают, что дисбактериоза не существует, а вот в практике попадаются дети, у которых после применения пре-и пробиотиков проходят явления атопического дерматита, уходят боли в животе, нормализуется характер стула… Но попадаются такие дети гораздо реже, чем диагноз — дисбактериоз.

Функции микрофлоры кишечника у детей.

Слизистая кишечника в процессе эволюции приобрела исключительно важные функции:

— барьерная функция (нормальная микрофлора препятствует проникновению в организм чужеродных микробов и их токсинов). Однако повышенный уровень ряда бактериальных клеток за счет более интенсивного размножения и воздействия продуктов их жизнедеятельности, а также гибели какого-либо одного или нескольких видов бактерий может повлечь за собой нарушение микроэкологии и развитие патологического процесса;

— участие в формировании колонизационной резистентности (под колонизационной резистентностью понимают совокупность механизмов, придающих стабильность нормальной микрофлоре и обеспечивающих предотвращение заселения организма хозяина патогенными либо условнопатогенными микроорганизмами), то есть много полезных, которые и не дают расти вредным;

— метаболическая функция (участие в метаболизме белков, жиров, углеводов, нуклеиновых, желчных кислот, органических кислот (уксусной, пропионовой, масляной), газов (углекислого, водорода, метана), холестерина, водно-электролитном обмене (способствующих всасыванию кальция, железа, витамина Д), стероидов;

— витаминосинтезирующая функция (витамин В1, В2, В6, В12, К);

— пищеварительная в т.ч. ферментосинтезирующая функция, помогают пищеварению.Расщепляют некоторые вещества.

— морфокинетическая функция (регуляция физиологической моторики и всасывания ЖКТ);

— участие в процессах детоксикации ксенобиотиков-не характерных для кишечника веществ (в кишечнике доминируют реакции гидролиза и восстановления, тогда как в печени — окисления и синтеза с образованием водорастворимых продуктов);

— иммуностимулирующая функция полезной микрофлоры (поддержание высоких уровней лизоцима, секреторных иммуноглобулинов, интерферона, цитокинов, пропердина и комплемента, важных для иммунологической резистентности).

Всю микрофлору кишечника можно подразделить на три части:

Облигатную, постоянно живущую и характерную (главная микрофлора);

факультативную (условно патогенная и сапрофитная микрофлора);

транзиторную (случайные микроорганизмы).

Микрофлору кишечника также делят по направлению от поверхности слизистой к центру кишечника и выделяют пристеночную и полостную.

Облигатными, т. е. постоянными для толстой кишки, являются анаэробы — бифидобактерий и пропионовые бактерии, лактобактерии, которые относят к анаэробам и микроаэрофилам и аэробы — кишечная палочка.

Количество анаэробов стабильно и в среднем составляет 1-10 млрд. клеток на 1 г фекалий. На их долю приходится 95% всей кишечной флоры. Количество аэробов менее постоянно и исчисляется десятками и сотнями миллионов в 1 г фекалий (в среднем 1-3 млн.).

Состав факультативной группы весьма вариабелен. Сюда входят лакто-зоотрицательные энтеробактерии, стафилококки, протей, грибы и др. Многие из них находятся там более длительно, но в норме патогенного действия не проявляют.

Транзиторная микрофлора представлена флавобактериями, ацинетобактерами, некоторыми псевдомонадами.

Количество нормальных бактерий в кишечнике ребенка должно быть достаточно высоким и составлять для бифидобактерий — 10 в 9 — 11 степени, для нормальной кишечной палочки и лактобацилл — 10 в 7 — 9 степени в 1 грамме фекалий.

Микробы, которые живут в организме, не принося ему вреда тогда, когда их уровень не превышает определенного предела. Это — условно-патогенная кишечная микрофлора; как только ее количество возрастает, возникают различные проблемы — вздутие живота, неустойчивый стул и т.д. Наиболее часто встречающимися условно-патогенными бактериями являются:

— Условно-патогенные кишечные палочки (гемолизирующие, лактозонегативные и т.д.), их количество должно составлять не более 10% от общего количества кишечной палочки. Превышение их уровня приводит к болям и вздутию живота, появлению слизи и зелени в кале.

— Золотистые стафилококки, количество которых не должно превышать 10 в третьей степени у детей старше года и взрослых, а у детей до года они должны отсутствовать, превышение их уровня может привести к развитию поносов с оранжевым окрашиванием кала вплоть до развития классической картины кишечной инфекции. Замечено, что некоторые продукты обмена стафилококков по своей структуре сходны по строению с белками коровьего молока, и поэтому считается, что стафилококк может способствовать возникновению аллергии к белку коровьего молока с развитием атопического дерматита.

— Клостридии. Их уровень не должен превышать 10 в 4 степени, при его превышении часто возникает вздутие живота, неустойчивый стул, снижение аппетита.

— Клебсиеллы. При их количестве выше 10 в 3 степени может возникнуть учащение стула, боли в животе.

— Кандиды. Грибковая микрофлора в количестве выше 10 в 3 степени часто обнаруживается у детей со сниженным иммунитетом, в особенности после частого применения антибактериальных препаратов. Возникают сходные с клостридиальными нарушения.

Микробы, которые всегда в инфицирующей дозе вызывают заболевание — патогенные кишечные бактерии, такие, как возбудители сальмонеллеза, дизентерии, брюшного тифа, холеры, патогенная кишечная палочка, ротавирусы и другие. При попадании их в организм возникает общая интоксикация, проявляющаяся нарушением самочувствия, головной болью, лихорадкой, затем присоединяются боли в животе, рвота и частый жидкий стул с различными патологическими примесями (зелень, слизь, кровь). Это состояние без контроля врача и адекватного лечения очень опасно, в особенности в детском возрасте, поскольку может привести к обезвоживанию организма и развитию тяжелых осложнений.

Клиника дисбактериоза самая разнообразная. Наиболее часто встречается:

— нарушения цвета и запаха стула — от темно-зеленого до ярко-зеленого, с включениями, непереваренной пищей и т.д.

— боли в животе, колики у младенцев. Почему? Как бактерия связана с атопическим дерматитом?

— в толстой кишке избыточное обсеменение бактериями вызывает запор (хотя может быть и понос), боли в животе, нарушения характера стула.

Ребенка, ребенка лечите — если надо! А когда хочется полечить бумажку… это не ко мне.

2. Копрология. Это анализ состава кала — сколько жира, сколько углеводов и прочее. Копрология имеет возрастные особенности. Анализ очень ценный, очень информативный — и простой и безболезненный для ребенка. Просто собираете кал. Как это правильно сделать я расскажу в другой статье. Копрограмма — общеклиническое исследование кала. Для нормального развития малыша важно не только правильное вскармливание, но и такой показатель, как хорошее переваривание пищи. По результатам данного анализа врач сможет оценить, в каком отделе (желудке или кишечнике) нарушено пищеварение и нет ли воспаления, которое может сопровождать кишечную инфекцию.Включает физико-химические показатели и данные микроскопических исследований. Данный анализ позволяет судить о некоторых патологических процессах в органах пищеварения и в определенный степени дает возможность оценить состояние ферментативных систем пищеварительного аппарата.

3. Анализ кала на глисты и анализ кала на энтеробиоз — особенно важно для детей старше 1,5 лет (и для ползающих грудничков, если они на искусственном вскармливании). Сдается, также как и копрология, в ближайшей лаборатории. Если ребенок чешется во сне, если у него раздражение вокруг анального отверстия, если у девочки бесконечные вульвовагиниты — анализ кала на энтеробиоз (острицы) сдавать трижды, желательно в разных местах. Глистная инвазия встречается гораздо чаще дисбактериоза, а вот клиника совершенно идентична.

4. При соответствующей клинике (боли в животе, пенистый стул, поносы или запоры, чередующиеся с поносами) и соответствующих изменениях в копрограмме (есть жирные кислоты и мыла) — анализ кала на углеводы. Норма — 0,25%. Повышение выделения углеводов с калом необязательно проявление лактазной недостаточности, всегда необходима консультация врача.

5. Анализ кала на патогенные бактерии (сальмонеллы, шигеллы, патогенные серовары кишечной палочки). Дело в том, что стертые формы сальмонеллеза или дизентерии встречаются гораздо чаще, чем принято думать.

6. Добрались-таки до анализа кала на дисбактериоз.

Лечить анализ — нельзя. Хоть что там у Вас высеялось — если нет клиники (а вот зачем Вы тогда, кстати, анализ сдавали?) лечить ничего не надо.

Нормы приводить не буду, они хоть не сильно, но разнятся от лаборатории к лаборатории. Кому интересно ниже приведу ссылки на статьи по данной проблеме. На мой взгляд, обращать внимание следует только на наличие патогенных или условно-патогенных бактерий в больших количествах. Если в большом количестве высевается клебсиелла, или протей, или грибы…

В сотый раз повторю — не надо лечить анализ. И тем более, не надо лечить его самостоятельно.

Таким образом, если у Вашего ребенка боли в животе или нарушения стула или атопический дерматит или плохой аппетит или все это вместе взятое, алгоритм Ваших действий должен быть следующим:

1. Показаться врачу. Педиатру или гастроэнтерологу или аллергологу.

2. Сдать основные анализы (общий анализ крови, общий анализ мочи, копрология, анализ кала на глисты и энтеробиоз, при необходимости — на углеводы, при необходимости — УЗИ брюшной полости, гастроскопия) + принимать лечение, прописанное врачом

3. Показать результаты анализов, рассказать о том, помогло ли лечение, получить улучшенные назначения.

4. При малой эффективности лечения (оценивать не раньше чем через 2 недели) — показаться врачу снова (можете попробовать поменять врача, но лучше сразу найти хорошего специалиста).

5. По рекомендации врача — если такая будет — сдать анализ кала на дисбактериоз.

обычная последовательность действий — сдать анализ на дисбактериоз, показать его врачу, переспросить в интернете, сделать сборную солянку из советов в инете и врачебных рекомендаций, удивляться отсутствию эффекта от лечения, снова сдать анализ на дисбактериоз. Не обижайтесь, пожалуйста, но сил же нет смотреть на эти бумажки! А на бедных, несчастных залеченных различными препарартами детей и того страшнее.

Давайте сразу договоримся — дисбактериоз на грудном вскармливании — невозможен. У ребенка может быть аллергия, может быть лактазная недостаточность (и долгая, без лечения, лактазная недостаточность может приводить к синдрому дисбактериоза), может быть возрастная незрелость (колики до 3-х месяцев) кишечника — но у него, на грудном-то молоке, не может быть избыточного бактериального обсеменения кишечника. Если Вам говорят, что проблемы у ребенка (а еще хуже — новорожденного!) на грудном вскармливании вызваны дисбактериозом — лучше посоветоваться с еще каким-нибудь специалистом.

Дисбактериоз может быть:

— у грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании, если они из группы риска (недоношенные, страдающие от какого-то другого заболевания, перенесшие тяжелую операцию),

— у грудных детей с нарушениями иммунитета. Имеются в виду ВИЧ-инфекция и другие заболевания иммунной системы.

— у детей и взрослых, перенесших операции на желудочно-кишечном тракте, в особенности, с удалением части кишечника,

— у пожилых людей, особенно с нарушениями питания,

— после химиотерапии и лучевой терапии,

— у детей и взрослых, получавших массивную и длительную антибиотикотерапию.

Сразу хочу подчеркнуть, что 5-7-дневное назначение одного антибиотика в возрастной дозировке ничего не сделает с флорой ребенка (или взрослого), не страдающего нарушениями иммунитета.

1. Назначение антибиотика на 5-7 дней в возрастной дозировке не ведет к дисбактериозу. Расстройство стула на фоне приема антибиотика — явление временное и пройдет как только будет отменен антибиотик. При назначении антибиотика на 5-7 дней нет необходимости давать ребенку одновременно с этим пробиотики и/или противогрибковые средства, т.к. риск развития аллергии достаточно велик при таком количестве препаратов, а польза от них — невелика.

2. Дисбактериоз у детей встречается редко. Гораздо чаще имеет место аллергические процессы, лактазная недостаточность, глистная инвазия или другие заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому при подозрении на дисбактериоз надо вначале исключить все остальное.

Итак, чтобы не было проблем с кишечником (и совсем не обязательно дисбактериоза)

1. Грудное вскармливание. Не хотите кормить грудью — хотя бы первые капли молозива, сразу после рождения. Ребенок сразу после рождения должен быть приложен к груди и высосать хотя бы несколько капель.

2. Совместное пребывание с ребенком в роддоме. Кишечник в эти дни колонизируется — и лучше это будет флора с Ваших рук, чем флора роддома и персонала.

3. Мытье рук. И своих — когда Вы общаетесь с ребенком, и ребенкиных перед едой.

4. Правильное питание. С молочными продуктами, кисломолочными продуктами, фруктами, овощами, мясом и рыбой — а не сосиски с макаронами ежедневно.

5. Гулять, купать закалять — и грудничков, и старших детей.

Ну допустим, ну допустим у Вашего ребенка дисбактериоз. Знаете с чего начинается лечение дисбактериоза?

С назначения антибиотиков.

Для того, чтобы уничтожить патогенную флору (1 этап лечения дисбактериоза) применяются:

Хилак-форте может вызывать запоры, препараты лактулозы способствуют облегчению процесса дефекации.

Два слова про продукты, обогащенные пре-и пробиотиками.

— смесь с пре-и пробиотиками лучше, чем смесь без них, но подбирать смесь, все-таки, должен врач. Потому что, в смеси без пре-и пробиотиков могут быть какие-то другие достоинства, которые будут нужнее Вашему ребенку. И, конечно-конечно-конечно, естественное вскармливание предпочтительнее искусственного;

— йогуртами и другими кисломолочными продуктами нельзя вылечить нарушения микрофлоры (если они имеют место), но можно предотвратить их развитие. В любом случае, все кисломолочные продукты полезны для организма (даже без нарушения микрофлоры кишечника).

Итак, подводя итоги:

— если Вы подозреваете у своего ребенка дисбактериоз — почти наверняка, его у ребенка нет, но есть какое-то другое заболевание, которое надо лечить у врача, возможно, с использованием пре-и пробиотиков.

— если Вы подозреваете у своего ребенка дисбактериоз — обязательно вначале сдайте анализы крови, мочи, копрограмму, анализ кала на яйца глистов и энтеробиоз — и проконсультируйтесь с врачом, а только после этого (при необходимости!) идите сдавать посев кала на дисбактериоз.

— принимать пробиотики вместе с антибиотиком, назначенным на 5-7 дней — бессмысленно. Это имеет смысл только в случае длительного приема антибиотиков в больших дозах.

— на грудном вскармливании у здорового доношенного ребенка дисбактериоза не бывает.

— И, хотя про это я в основном тексте упомянуть забыла, посев молока столь же бессмысленен, как и посев кала на дисбактериоз — а стафилококк, высевающийся в молоке прибежал туда с кожи рук и/или груди и никакого лечения не требует.