Копчиковая кость аппендикс остаток третьего века в углу глаза человека это

Рудименты – органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита – кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы – органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы – это уродства, а рудименты есть у всех.

Гомологичные органы – внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции. (Дивергенция – процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.

Аналогичные органы – внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции. Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.

Конвергенция – процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

РУДИМЕНТЫ — АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является
1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

ГОМОЛОГИЧНЫЕ — АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

ГОМОЛОГИЧНЫЕ — АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

ДИВЕРГЕНЦИЯ — КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Читайте также:  Какие фрукты слабят кишечник взрослого человека

5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

1. Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции

Объяснение: филогенез — это историческое развитие особи. Доказательства существования предков, отличавшихся от современных лошадей, могут быть только палеонтологическими, то есть скелеты предковых форм. Правильный ответ — 2.

2. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли?

1. О сезонных изменениях в жизни растений

2. Об историческом развитии растений

3. Об индивидуальном развитии растений

4. Как осуществлялся фотосинтез у древних растений

Объяснение: отпечатки и окаменелости являются палеонтологическими доказательствами исторического развития растений (например каменный уголь образовался из остатков папоротникообразных, это значит, что папоротники — очень древние организмы). Правильный ответ — 2.

3. Что служит доказательством исторического развития растений?

1. Появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза

2. Изменение условий окружающей среды

3. Клеточное строение растений

4. Наличие «живых ископаемых», переходных форм

Объяснение: таки доказательством служит наличие переходных форм и «живых ископаемых». Таким образом, мы можем «увидеть» эволюция растений. На примере животных это тоже просматривается. Правильный ответ — 4.

4. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят

1. Сходство зародышей позвоночных животных

2. Сходство островной и материковой флоры и фауны

3. Наличие окаменелостей переходных форм

4. Наличие рудиментов, атавизмов

Объяснение: палеонтологические доказательства – различные ископаемые, например, окаменелости переходных форм. Правильный ответ – 3.

5. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека — это

1. Аналогичные органы

2. Гомологичные органы

Объяснение: все перечисленные признаки — это органы, оставшиеся от предков и утратившие свои функции. Такие органы называют рудиментарными. Правильный ответ — 4.

6. Мимикрия – результат

1. Повышения уровня организации живого

2. Отбора сходных мутаций у различных видов

3. Усложнения развития организмов

4. Приспособления к паразитическому образу жизни

Объяснение: мимикрия является идиоадаптацией и не способствует повышению или понижению уровня организации, а также не является приспособлением к паразитическому образу жизни, но появляется при помощи мутаций различных видов. Правильный ответ – 2.

7. Появление темноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей березовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют

1. Предупредительной окраской

3. Индустриальным меланизмом

4. Подражательным сходством

Объяснение: это явление происходит из-за сильных выхлопов заводов и различных производств, таким образом темные бабочки становятся не видны хищникам, а белые видны. Правильный ответ — 3.

8. Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный признак?

1. Сезонную окраску

2. Расчленяющую окраску

Объяснение: данная ситуация описывает явление мимикрии. Правильный ответ — 3.

9. Ареал, который занимает вид в природе, — это критерий

Объяснение: правильный ответ – географический, так как ареал – это территория (то есть географический объект), который популяция занимает. Правильный ответ – 1.

10. Формирование приспособленности у организмов относят к

1. Направлениям эволюции

2. Доказательствам эволюции

3. Результатам эволюции

4. Движущим силам эволюции

Объяснение: приспособленность является самым главным результатом эволюции. Такой результат достигается при помощи движущих сил эволюции: наследственности, изменчивости, естественному отбору и борьбы за существование. Правильный ответ — 3.

11. В соответствие с физиологическим критерием все особи вида имеют

2. Определенный набор хромосом

3. Одинаковый химический состав

4. Сходные процессы жизнедеятельности

Объяснение: физиология — наука о биохимических процессах в живых организмах, поэтому правильный ответ — 4.

12. В современной биологической науке популяцией принято считать

1. Совокупность организмов одного царства

2. Особей, образующих пищевую цепь

3. Особей разных видов, образующих биоценоз

4. Особей одного вида, обитающих на одной территории

Объяснение: популяция — группа особей одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Правильный ответ — 4.

13. Как называют критерий вида, в основе которого лежит сходство процессов жизнедеятельности?

Объяснение: процессы жизнедеятельности изучает наука физиология. Поэтому и критерий вида, описывающий такие процессы у конкретного вида, называется физиологический. Правильный ответ — 4.

14. Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

Объяснение: состав органических соединений описывает биохимический критерий, так как биохимия — это наука о химическом составе живых организмов. Правильный ответ — 2.

15. В результате изоляции популяций формируются новые виды, которые

1. Не могут скрещиваться между собой

2. Обладают существенными внешними отличиями

3. Имеют значительные различия во внутреннем строении

4. При скрещивании дают плодовитое потомство

Объяснение: образовавшиеся виды не могут скрещиваться между собой из-за генетических различий (клетки будут распознавать клетки другого вида как чужеродные и отторгать их). Правильный ответ — 1.

16. Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

Объяснение: состав органических соединений в организме описывает биохимический критерий. Правильный ответ — 2.

Задания для самостоятельного решения

1. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1. Сходство первозверей и птиц

Читайте также:  Статистика ботулизма в украине

2. Рудименты конечностей у современных китообразных

3. Сходство зародышей птиц и пресмыкающихся

4. Находки скелетов древних кистеперых рыб

Правильный ответ — 4.

2. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

Правильный ответ — 2.

3. Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве — наличие

1. Хитинового покрова

2. Хорошо развитых ротовых органов

3. Ковшеобразных передних конечностей

4. Мозаичного строения органов зрения

Правильный ответ — 3.

4. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

1. Происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных

2. Приспособленности организмов к условиям среды

3. Индивидуального развития растений и животных

4. Влияния окружающей среды на развитие организмов

Правильный ответ — 1.

5. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между

1. Особями разных видов

2. Популяциями разных видов

3. Личинками и взрослыми формами

4. Взрослыми особями вида

Правильный ответ — 3.

6. К результатам эволюции относят

1. Наследственную изменчивость

2. Борьбу за существование

3. Приспособленность организмов

4. Естественный отбор

Правильный ответ — 3.

7. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

1. Отпечаток арехеоптерикса

2. Видовое разнообразие организмов

3. Приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

4. Наличие раковины у моллюсков

Правильный ответ — 1.

8. Какие древние животные были наиболее вероятными предками позвоночных?

2. Плоские черви

Правильный ответ — 4.

9. Основным результатом эволюции является

1. Приспособленность организмов к среде обитания

2. Колебания численности популяций

3. Уменьшение числа популяций вида

4. Борьба за существование между особями одного вида

Правильный ответ — 1.

10. Гомологичными считают органы,

1. Сходные по происхождению

2. Выполняющие сходные функции

3. Не имеющие общего плана строения

4. Различные по происхождению

Правильный ответ — 1.

11. Сочные плоды растений можно рассматривать как приспособление к

1. Запасанию органических веществ

2. Запасанию минеральных веществ

3. Распространению семян

4. Вегетативному размножению

Правильный ответ — 3.

12. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

2. Соматической клетки

Правильный ответ — 1.

13. Приспособления у особей популяции в длительном ряду поколений возникают вследствие

2. Естественного отбора

3. Внутривидовой формы борьбы

4. Модификационной изменчивости

Правильный ответ — 2.

14. Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?

1. Делает животных незаметными

2. Отпугивает врагов

3. Привлекает особей своего вида

4. Обостряет внутривидовую борьбу

Правильный ответ — 2.

15. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к

1. Улучшению минерального питания растений

2. Повышению интенсивности фотосинтеза

3. Экономному расходованию воды

4. Улавливанию солнечного света

Правильный ответ — 3.

16. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалось приспособление к перенесению неблагоприятных условий —

1. Запасание корма

3. Перемещение в теплые районы

4. Изменение окраски

Правильный ответ — 2.

17. Каково значение яркой окраски божьих коровок?

1. Привлекает особей другого пола

2. Предупреждает о несъедобности

3. Указывает на принадлежность к одному виду

4. Привлекает хищных насекомых

Правильный ответ — 2.

18. Предупреждающую окраску имеет

1. Божья коровка

2. Полярная сова

4. Озерная лягушка

Правильный ответ — 1.

19. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

1. Окраску, расчленяющую тело

2. Яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости организма

3. Подражание в окраске менее защищенного вида более защищенному

4. Слияние окраски животных с окружающими предметами

Правильный ответ — 3.

20. Приспособленность растений и животных к среде обитания

1. Зависит от антропогенного фактора

2. Формируется в процессе эволюции организмов

3. Возникает в процессе упражнения органов

4. Является абсолютной и неизменной

Правильный ответ — 2.

21. У лягушки, крокодила и бегемота глаза и ноздри выступают над поверхностью головы, это свидетельствует об их

2. Развитии по пути ароморфоза

3. Приспособлении к жизни в воде

4. Биологическом регрессе

Правильный ответ — 3.

22. Приспособление вида животных к среде обитания — результат

1. Заботы о потомстве

2. Упражнения органов и прямого приспособления

3. Естественного отбора наследственных изменений

4. Высокой численности особей популяций

Правильный ответ — 3.

23. Ученые выявили, что виды-двойники, сходные по внешнему строению, жизнедеятельности и месту обитания, различаются по критерию

Правильный ответ — 3.

24. Какой пример иллюстрирует проявление в природной среде биотического фактора?

1. Загрязнение водоемов, расположенных рядом с агроценозами

2. Поедание личинками божьей коровки яблоневой тли

3. Вымерзание проростков пшеницы при весенних заморозках

4. Понижение уровня грунтовых вод при длительной засухе

Правильный ответ — 3.

25. Особей в одну популяцию объединяет

1. Свободное скрещивание и общая территория

2. Ослабление борьбы за существование

3. Недостаток кормов и обитание в биоценозе

4. Наличие одинаковых паразитов

Правильный ответ — 1.

26. Ареал, занимаемый видом в природе, — это критерий

Правильный ответ — 2.

27. Для географического способа видообразования характерно

1. Расширение ареала, появление преград между популяциями

2. Возникновение мутаций без изменения границ ареала

3. Обострение внутривидовой конкуренции в пределах прежнего ареала

4. Разнообразие экологических условий в пределах ареала

Правильный ответ — 1.

28. Элементарной единицей эволюции считают

Правильный ответ — 3.

29. По какому морфологическому признаку птицы отличаются от других хордовых животных?

1. Хромосомному набору

2. Перьевому покрову

3. Способностью к полету

4. Интенсивному обмену веществ

Правильный ответ — 2.

30. Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций, что

1. Усиливает колебание численности особей

2. Нарушает стабильность видов

3. Служит причиной увеличения их численности

4. Обеспечивает разнообразие их генофондов

Правильный ответ — 4.

31. Микроэволюция приводит к изменению

Правильный ответ — 1.

32. Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции?

1. Особи связаны пищевыми цепями и сетями питания

2. Она состоит из отдельных взаимодействующих особей

3. Это наименьшая единица вида, изменяющаяся во времени

4. В ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии

Правильный ответ — 3.

33. Вид представляет собой закрытую систему, так как его особи

1. Не скрещиваются с особями другого вида

2. Объединяются в одну популяцию

3. Имеют одинаковые генотипы

4. Входят в состав одного биогеоценоза

Правильный ответ — 1.

34. Эволюционные изменения в строении клюва у галапагосских вьюрков отражают их приспособление к

1. Сбору материала для гнездований

2. Обитанию на открытых пространствах

3. Питанию разными кормами

4. Ловле мелких грызунов

Правильный ответ — 3.

35. Какое определение соответствует понятию «вид»?

1. Совокупность разных популяций природного биоценоза

2. Совокупность разнополых особей

3. Группа особей, изолированная в пространстве

4. Генетически закрытая биологическая система

Правильный ответ — 4.

36. Способность белены черной синтезировать и накапливать алкалоиды — показатель критерия вида

Правильный ответ — 3.

37. Что лежит в основе морфологического критерия вида?

1. Специфичный для каждого вида набор хромосом

2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей

3. Однообразие факторов среды обитания вида

4. Сходство внешнего и внутреннего строения особей

Правильный ответ — 4.

38. Применить к описанию вида растения морфологический критерий — это значит охарактеризовать его

Читайте также:  Чистка кишечника лимоном и касторовым маслом отзывы

1. Время цветения

2. Область распространения

3. Среду обитания

4. Особенности строения

Правильный ответ — 4.

39. Распространение большой синицы в Евразии и Северо-Западной Африки относят к критерию вида

Правильный ответ — 1.

40. Популяцию считают единицей эволюции, так как

1. Ее генофонд способен к направленному изменению

2. Ее особи связаны наибольшим родством

3. У ее особей возникают модификационные изменения

4. Ее особи характеризуются определенной нормой реакции

Правильный ответ — 1.

41. Характерные для вида признаки и свойства называют

1. Альтернативными признаками

Правильный ответ — 3.

42. К чему приводит появление новых аллелей в популяции?

1. Возникновению преград для свободного скрещивания

2. Усилению гомозиготности популяции

3. Образованию нового вида

4. Генетической разнородности популяции

Правильный ответ — 4.

43. Скрещиванию разных видов синиц, обитающих в пределах одного лесного массива, препятствует

В своих работах советский ученый Северцов А.Н. выделил понятия биологического прогресса и регресса.

Биологический прогресс подразумевает победу вида в борьбе за существование. Биологический прогресс характеризуется следующими признаками:

  • Численность вида увеличивается
  • Ареал расширяется
  • Смертность особей уменьшается
  • Рождаемость увеличивается
  • Происходит процветание вида

Основными направлениями биологического прогресса являются:

    Ароморфоз (греч. airomorphosis — поднимаю форму)

Ароморфоз представляет собой прогрессивное эволюционное преобразование, повышающее уровень организации организмов. В результате ароморфоза становится возможным освоение новых, ранее недоступных для жизни, территорий. К примеру, теплокровность птиц позволила им заселить места с холодным климатом.

Идиоадаптация подразумевает незначительные, частные изменения в строении и функциях организма, которые помогают приспособиться к условиям среды обитания. Идиоадаптации существенно не повышают уровень организации.

Общей дегенерацией называют упрощение организации, которое заключается в утрате отдельных органов и систем органов. У многих этот пункт вызывает внутреннее противоречие: как общая дегенерация может относиться к биологическому прогрессу?

На самом деле, если орган или система органов не нужна организму в его условиях обитания — то зачем она? Эта система может исчезнуть и освободить место для других, более полезных в данных условиях, органов.

У многих паразитов отсутствуют различные органы, к примеру, у ленточных червей нет пищеварительной системы. А зачем она им, когда пища в кишке, где они обитают, уже переварена и расщеплена организмом хозяина?

Биологический регресс характеризуется признаками, противоположными биологическому прогрессу:

  • Численность вида уменьшается
  • Ареал сужается
  • Смертность особей возрастает
  • Рождаемость уменьшается
  • Происходит вымирание вида

Главная причина биологического регресса в том, что скорость эволюции вида отстает от скорости изменения внешней среды, эволюции других видов: это несоответствие снижает приспособленность организмов. Часто деятельность человека молниеносно меняет окружающую среду: далеко не все виды могут приспособиться к этому, происходит вымирание.

Изучение строения органов и их эволюционных изменений у различных групп организмов является основой выявления сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Яркими примерами анатомических доказательств эволюции являются гомологичные и аналогичные органы.

    Гомологичные органы (гомология, от греч. homo(s) — равный, одинаковый)

Такие органы развиваются из одних и тех же зародышевых листков, имеют общий план строения, но выполняют разные функции. Это связано с тем, что животные освоили разные среды обитания, из-за чего происходит дивергенция (лат. divergo — отклоняюсь) — расхождение признаков у первоначально близких животных в ходе эволюции.

Гомологичны между собой скелеты конечностей различных классов позвоночных: рука — ласт — крыло птицы, колючки кактуса — усики гороха — листья растений.

Аналогичные органы развиваются из разных зародышевых листков, имеют различное строение, но выполняют схожие функции. Такое сходство возникает в результате приспособления к одним и тем же условиям среды, из-за чего происходит конвергенция (лат. convergo — сближаю) — схождение признаков у неблизкородственных видов в ходе эволюции.

Аналогичными органами являются крыло птицы — крыло бабочки, глаз человека — глаз кальмара, усики винограда — усики гороха, жабры рака — жабры рыбы.

В строении нынешних животных можно найти признаки древних предковых форм, которые также свидетельствуют об эволюции. Сейчас мы обсудим рудименты и атавизмы.

Рудименты (лат. rudimentum — зачаток) — органы, которые в ходе эволюции утратили свое функциональное значение. Они сохраняются в течение всей жизни и в норме обнаруживаются у человека и животных.

У человека к рудиментарным органам относятся: зубы мудрости, копчик, ушные мышцы, аппендикс (червеобразный отросток), третье веко (эпикантус).

Атавизмы (лат. atavus — отдалённый предок) — случаи проявления у отдельных особей признаков дальних предков. Атавизмы сугубо индивидуальны и не являются нормой. Они также являются доказательством эволюции.

У человека атавизмами могут являться хвост, волосатое тело, добавочные молочные железы, незаращение межпредсердной перегородки.

Переходные формы свидетельствуют о филогенетической преемственности, соединяя в своем строении черты высших и низших классов. Они — наглядное, живое доказательство эволюции.

Такими формами являются, к примеру, утконос и ехидна из класса млекопитающих. При многих признаках млекопитающих, они откладывают яйца, тем самым подтверждают родство млекопитающих с пресмыкающимися.

Эмбриология (греч. embryon — зародыш) — раздел биологии, изучающий строение эмбрионов. Только вдумайтесь: на этапе эмбриона, через который мы с вами успешно прошли, у нас можно было найти закладку жаберных дуг, которые существуют непродолжительное время, после чего исчезают.

А у рыб, например, жаберные дуги не исчезают — из них развиваются жабры.

Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель во второй половине XIX века сформулировали биогенетический закон, гласящий, что онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития вида).

Биогенетический закон Мюллера-Геккеля объясняет повторение этапов (на стадии зародыша), которые были свойственны нашим далеким предкам. Таким образом, мы проходим их этапы, но, не останавливаясь на них, двигаемся дальше к более совершенным этапам.

У головастиков лягушек развивается плавник, есть жабры — это наглядное повторение признаков, которые характерны для их предков — рыб.

Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства, который гласит, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных настолько похожи друг на друга, что практически не различимы между собой. Это также указывает и подтверждает единство происхождения животного мира.

Палеонтология (греч. palaios – древний) изучает ископаемые останки вымерших животных, их сходства и различия с ныне живущими видами. Сопоставляя друг с другом ископаемые останки разных геологических эпох, можно увидеть как происходила эволюция различных видов животных и растений.

В результате таких исследований иногда удается открыть переходные формы, а иногда — целые филогенетические ряды, то есть совокупность последовательно сменяющих друг друга форм одного вида. Так, к примеру, был открыт филогенетический ряд лошади.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:
Adblock
detector